Меню
16+

Официальный сайт газеты «Кизлярская правда»

26.06.2018 12:25 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Мой род казачий» - кизлярская школьница составляет своё родословное дерево

Самое яркое воспоминание детства – моя прабабушка Наталья, казачка с вольных берегов Терека. Запомнилась удивительная считалка на пальцах: «Одиндыр, двандырь, триндыр, волындыр, пятер, вятер, ди, вир, ча». Она пела мне частушки и припевки: «Их ха-ха, да их ха-ха, чем я девочка плоха, юбочка бордовая, сама чернобровая»,рассказывает Милена Глебова, ученица 9-а класса СОШ №4 г.Кизляра.

Своими наблюдениями и находками она решила поделиться с читателями газеты «Кизлярская правда», передав работу в редакцию. В частности, в ней рассказывается:

- В моей семье прослеживаются устои казачьего рода, который представлен маминой линией, а у нее, в свою очередь, по линии ее мамы. Может поэтому казачьи заповеди, впитавшись с молоком матерей, передались по наследству и оказались нерушимыми под влиянием событий и времени.

И вот так, играя, легко и ненавязчиво, я познавала азы грамоты. Много мне рассказывала прабабушка и о своей жизни, о своих родителях, но я была маленькая и мало что понимала и запоминала, поэтому дальнейшее повествование о своем роде поведу уже со слов моих родителей и всех близких и дальних родственников.

Основой любого казачьего общества является семья. Хотя изначально, до середины XVII века, многие казаки вели безбрачную жизнь из-за тревожной и опасной жизни. Постепенно с увеличением населения на Тереке, а так же улучшением условий существования, появилась возможность обзаводиться семьей. Семейная жизнь приобретала почет и уважение. Первые невесты и жены были из числа захваченных «ясырок» (пленниц).

Так в моей семье бытует мнение, что по линии прадедушки Николая Васильевича Шабунина в нашем роду были татары. В самом облике и в статности Николая Васильевича были черты, присущие татарам. Но глубже уже не дознаться, да и это только предположение.

Семья играла одну из главных ролей в организации и развитии традиционной духовной культуры казачества. Основные и нерушимые заповеди казаков, такие как любовь и верность Отечеству и семье, доброта и честность, уважение к старшим, храбрость и целомудрие, передавались из поколения в поколение, закреплялись в традициях и обычаях.

«Люби Россию свою, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе ее».

Большинство из моих родных связали судьбу с военной службой. Прапрадед Николай Васильевич воевал за свое Отечество, как в Первую мировую, так и в Великую Отечественную войны. А служить ему довелось и в Красной армии (так же заслужил офицерское звание). Дед, как и все служивые нашего рода, обладал основными качествами казака – смелостью, находчивостью, выносливостью, стойкостью и строгим соблюдением дисциплины, поэтому с честью вынесли они все испытания тех лихих и горьких годин. Причем очень многие казаки из семей проходили свой военный путь разведчиками. А, как известно, в разведчики выбирали лучших из лучших. Кроме того, есть в нашем роду моряки, пехотинцы и радисты. Кто воевал в Великую Отечественную войну, кто в Первую мировую, а кто и в революции участвовал. Многие не вернулись с поля боя, но о них осталась память, как о героях. И сегодня мои родные, будучи на военной службе, служат честно и порядочно, имеют только добрые отзывы командования и сослуживцев.

Когда мужчины были на службе, все тяготы и заботы по ведению дома и хозяйства ложилась на плечи женщин. Ведь исторически сложилось так, что женщины-казачки в силу особенностей военного быта смело и энергично принимали на себя все труды мужчин, когда они находились на войне. Женщины могли пахать, сеять, косить, молотить. И только когда казак бывал дома, истинная казачка не выполняла мужскую работу.

Женщины рода Шабуниных славятся сильным характером и крепким духом. Так на долю моей прабабушки Наташи выпали тягостные годы Великой Отечественной войны, послевоенные разруха и голод.

Ей довелось и окопы копать, и пахать на быках, и ездить с продовольствием и по другим делам из своего хутора в город Кизляр. Но из всех горестей бабуля твердила постоянно только о том, что самое страшное – это война, а еще страшнее – это голод. Даже я, кроха, запомнила ее наказ: «К еде надо относиться бережно, упаси Бог, чтобы люди, а особенно дети, голодали».

Оставшись в четыре года без мамы, она в один миг оказалась во взрослом чужом мире, где приходилось рассчитывать только на себя, на свои силы. Какая тоска и горечь были в её голосе, когда она вспоминала о ранней потере близкого человека, который мог и защитить, и пожалеть, и уберечь от горя и бед. Родимая матушка – так ласково и трепетно обращаемся мы к маме, свято чтим ее и любим бесконечно, без оглядки.

Бабуля вырастила пятерых детей. Все они получили достойное образование, ведь в нашей семье грамотность всегда высоко ценилась. Детей она воспитывала с мыслью – что труд и ученье всему главнее. Вот поэтому её дети, заняли достойное место в жизни, и, выбрав свою профессию, остаются ей верны и сегодня.

Моя бабушка выучилась на фельдшера и более 10 лет проработала в хуторе (ныне село Краснооктябрьское, под Кизляром). И в любое время дня и ночи спешила она на помощь людям. Переехав в город Кизляр, она стала работать в поликлинике терапевтической сестрой.

Так из поколения в поколение передаются в нашей семье доброта и открытость, честность и трудолюбие.

«Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях своей родины».

Выросли дети, разлетелись по разным уголкам Земли-матушки. И теперь уже в их семьях растут дети, а у кого-то уже и внуки. Мы очень редко общаемся, еще реже видимся, но есть она, та самая ниточка, что незримо объединяет нас – это наша семейная история, сохранившаяся традиция – любовь к песне и пляске.

Казаки пели всегда и везде – в доме, в поле, в саду, на огороде, в бою и на привалах. Казак шел рука об руку с песней по жизни. Песни сочиняли сами, о своей жизни, о службе, о войне, о любви.

Мой прапрапрадед славился своим пением. Так в свободные от забот и полевых дел деньки в его доме собирались хуторяне погутарить и, конечно же, поиграть песни. Да и в семье прабабушки Наташи, после трудовых будней вся семья собиралась на крыльце и играли красивые, лирические песни: «Соловей да кукушечку уговаривал – полетим, да кукушечка во зеленой сад». А после лирической песни дети брали в руки инструменты гармошку, балалайку и шла плясовая: «Ай, где ж ты была – заборилася, на дырявом мосту провалилася…»

А соседи, да и просто жители хутора, услышав их, спешили на двор – послушать, да и самим поучаствовать в домашнем концерте.

И сейчас уже, собираясь в доме моей бабушки, мы все вместе частенько поем и танцуем. Я выросла на казачьих песнях, возможно, это и определило мое дальнейшее увлечение казачьим творчеством. Сейчас я – участница выставки «История возникновения и возрождения казачества на Кизлярщине». И мы изучаем традиции и быт казаков нашего города.

Дома моих дедов во всех поколениях славились своим гостеприимством и щедростью. Мои предки были крепкими хозяйственниками, но, тем не менее, в их больших хозяйствах не было никаких излишек, только самое необходимое. Они сами себя содержали – кормились, одевались, заводили дела, а самое главное, полностью за свой счет, снаряжали себя и своих сыновей на службу. Кроме того, делали запасы на случаи неурожая, и в тяжелую годину мои деды всегда щедро делились с односельчанами запасами и никогда не требовали возврата. Их помощь была бескорыстна и искренна.

Семья прабабушки Натальи в послевоенные годы оказалась в тяжелом положении, но и они постепенно обзаводились хозяйством, садом, огородом. Да и моя мама, рассказывая о своем детстве, говорит, что в деревне, уже в расцвет советского периода, все держали небольшое хозяйство и сады-огороды. И глядя на своих сверстников сегодня, я понимаю, что это было правильно. Дети были заняты полезным делом, и, привыкая к труду, познавали цену появления на столе разных вкусностей. Сейчас, приезжая к бабушке в село, я стараюсь как можно больше находиться на улице – помогаю ей по хозяйству, или стараясь вытащить из-за компьютеров и телевизоров своих друзей зову их играть на улицу.

Мои предки — терские казаки — оставили мне замечательное наследие в виде своей национальной культуры, обычаев и традиций. Это проявляется в развитии народного творчества, самодеятельной казачьей культуры, в песенном и танцевальном фольклоре, своеобразном колорите терских казаков.

История моих предков вызвала у меня интерес и сегодня. Я очень часто посещаю музей терской и казачьей культуры. Во время экскурсия понимаю и оцениваю роль и место казачества, русского населения в истории русско-кавказских и русско-дагестанских отношений. Мне интересно просто пообщаться с работниками музея, которые подробно расскажут про быт терских казаков.

Чтобы больше узнать, как живут современные казаки, я встретилась с казачьим полковником Терского войскового казачьего общества В.И. Ивановым. Валентин Игоревич буквально поразил меня богатством своих знаний о жизни терских казаков, пониманием главных заветов – честь и верность, искренность и порядочность. Рассказал, что в прошлом году 6 сентября отметили 440 лет со дня основания казачьего общества.

Я очень хочу, чтобы все лучшее, что было в жизни наших предков, будь то казаки или другие национальности, сохранялось в нас и в будущих поколениях. Ведь мы гордо именуем себя: «Человек – царь природы», а на поверку иногда выходит, что генетическая память представителей флоры и фауны оказывается сильнее, что позволяет ей выживать при любых условиях. Я бы хотела обратиться ко всем и к каждому с такими словами: «Люди! Помните свое прошлое! И у нас будет прекрасное будущее!».

Спасибо за помощь в подготовке материала учителю СОШ №4 О.Н. Глебовой. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. И как бы ни были ничтожно малы источники, я попыталась восстановить историю своего рода ради сохранения памяти о своих предках для будущего поколения, — говорит кизлярская школьница.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.